Чавага украшение для волос

Чавага украшение для волос

Национальный музей Республики Тыва запись закреплена
ТӨӨГҮ | История Тувы

Ондар А.Б. аспирант, старший преподаватель, Тувинский государственный университет

ТРАДИЦИОННЫЕ СЪЕМНЫЕ УКРАШЕНИЯ ТУВИНЦЕВ
.
Тувинки очень ценили накосные украшения, особенно ЧАВАГА, которые готовили к свадьбе, а позднее надевали в праздники, при встрече почетных гостей.

ЧАВАГА — это свадебное украшение, но и после свадьбы замужние женщины продолжали носить в праздничные дни. Оно заказывалось профессиональным мастером специально к свадьбе и передавались по наследству, от матери к дочери [1, с. 40].

ЧАВАГА состоял из декорированных, серебряных или посеребренных железных пластин чавага бажы подпрямоугольной или трапециевидной формы с полукруглым верхним краем. Их узор обычно включал завитки, многолепестковые розетки, нередко в сочетании со вставными камнями и эмалью. Снизу к пластинке ЧАВАГА подвешивали несколько рядов низок бус ЧИНЧИ, кручёную проволоку, шнурки из плетённых чёрных или цветных нитей.
По тувинской традиции СЫРГА (серьги) девочки начинают носить с трех лет. Уши прокалываются толстой иглой, затем туда вдевают коротенькую палочку от зелёного чая. Когда рана заживает, надевают серьги. В детстве у девочек были простенькие округлые серьги, а с 13-14 лет они получали от родителей сложные фигурные серьги, которыми пользовались вплоть до замужества. К свадьбе невесты из зажиточных семей имели уже дорогие серебряные серьги, которые они носили до старости, когда вновь их заменяли на более простые серьги. Наибольшее распространение имели серьги в виде проволочной восьмёрки, верхняя часть которой вдевалась в ухо, а также в виде простого проволочного колечка. Были и сложные массивные серьги, инкрустированные камнями. Широко были распространены серьги с подвешенными к верхнему колечку колокольчиками, покрытыми орнаментом. .

Г. Е. Грумм- Гржимайло, путешествия по Туве в начале XX обратил внимание на украшение тувинских женщин: «Сойотки» питают большое пристрастие к украшениям. Волосы они заплетают в косы, иногда вплетают ленточки, нашитыми на них бусами, металлическими и иными украшениями, не исключая и серебряных монет. Затем на сойотках можно видеть различной формы кольца (БИЛЗЕК), браслеты (хола, чес БИЛЕКТЭЭШ), серьги (СЫРГА). Предметом щегольства служат у них, игольники, которые они носят при себе на поясе или под пазухой, и которые делаются из металла (преимущественно из меди) и украшаются цветными камнями (бирюзой, сердоликом, малахитом) и различными привесками в виде кисточек из замни и нашитыми на них бусами.

Для этнографического исследования накосники (ЧАВАГА, БООШКУН) представляют особый интерес, так как помимо своей функциональности (упорядочение волос в прическу) они теснейшим образом связаны с существующими практически у каждого народа собственными представлениями о волосах, взаимосвязи их с человеком (волосы как вместилище «души» или одной из «души» и, наконец через эти представления о человеке дают возможность выхода на всю систему традиционного мировозрения.

У западных тувинцев девушки до просватанья носили одну косу, а у южных — две. После того, как ее просватали, менялась форм прически. В западной Туве женщина заплетала две косы, в южной Туве — три (две косы на висках и одна толстая сзади, к которой прикреплялись боковые косички). Существовал еще один вариант женской прически: две основные косы плелись от висков и три тонкие от затылка, которые на уровне плеч соединились. Наибольшее распространение имела двухкосная прическа. В любом варианте у замужних женщин косы на концах сплетались в одну или связывались ниткой, закреплялись за поясом, чтобы не мешала при выполнении хозяйственных работ.

Гордостью тувинки была, длинная коса, а если она была короткой, то хлопчатобумажные нитки — ЧАЛАА-КАРА. Эти материалы покупались у китайских или русских купцов.

Художественная обработка металлической пластины, основной части накосного украшения ЧАВАГА — это основная работа кузнеца — ювелира. Пластина имела трапециевидную удлиненную вверх форму. Лицевая сторона обычно покрывалась узорами, чаще цветочными. Иногда инкрустировались камнями или кораллом. За выполнение такой работы мастер мог получить корову с теленком. Пластина на обратной стороне имела две петельки, куда можно вдевать толстую нитку для закрепления на косе женщины. ЧАВАГА закреплялась на широкой кожаной ленте, которая дополнительно украшались кораллами в несколько рядов. Обычно от 7 до 11. Коралловые бусы как привозная вещь попадала в Туву из Китая. Завершением украшения являлись шелковые или хлопчатобумажные кисти (САЛБАК) чаще черного цвета основание каждой закручена проволоками или золочеными нитками.

К накосными украшениям относятся БООШКУН для незамужних девушек, состоящий из двух частей металлической пластины и бус. По размеру
боошкун намного меньше, чем чавага. Пластины боошкун имеют квадратную или круглую форму. Они имеют ушко — петельку, через которое вдевается к косе девушки. Пластины иногда украшались полудрагоценными камнями (нефритом или бирюзой) или кораллом. Бусы оканчивались кистью черного цвета. Кисть наполовину закручивалась проволокой или ниткой. .

Сандый А.Д. в своей работе «Сакральные и культовые значения причесок тувинских женщин» отмечает, что в современном мире, когда девушка в национальной одежде носит распущенные волосы — это выглядит вызывающе. Традиционная одежда сразу утрачивает свое изначальное культовое, этнически смысловое значение. Девушка в таком виде демонстрирует свое полное незнание национальных традиций и обычаев своего народа [4, с. 154].

По сведениям разных исследований тувинские девушки до замужества носили одну косу или две. Дополнительную косу делала родственница с материнской стороны, имевшая «легкую руку», прожившая счастливую семейную жизнь и вырастившая здоровых детей. Появление дополнительной косы, указывает далее Л.Ш. Сат, символизировало, что девушка занята, сосватана [5, с. 45]. .

Аннотация.В работе рассмотрены знания о сакральных и культовых значениях традиционных причесок тувинцев. Основные проблемы в республике Тыва, имея свои национальные традиции и культуры, используют ли культовые и сакральные значения в своих прическах «коса», «кежеге» среди женщин и мужчин как основной образ в традиционной национальной культуре Тувы.

Сегодня стиль прически — это личные предпочтения и культура внешности каждого современного человека. Волосы человека олицетворяют связь между Землей и Небом. Считалось, что в волосах привязана жизнь и гибель человека. Дотрагиваться до волос женщин было позволительно лишь избранным и близким людям. И в тувинской культуре, особенно женщины, носили длинные волосы и берегли их как зеницу ока.

Волосы у всех народов мира издревле имели магическое, сакральное и культовое значение, а какую роль они играли в традиционной культуре у тувинцев? Кроме того, и в современное время среди тувинского народа часто можно встретить мужчин с прической «кежеге». Это мода, тренд или традиционная культура? С какого времени носили и что значит прическа «кежеге»? А для женщины длинная коса какое значение имеет? В работе рассматриваются сакральные и культовые значения причесок тувинцев, мужчин и женщин в сравнении с прическами других народов.

Я поехала на северо-запад Тувы, где находится Барын-Хемчикский район, там не далеко от горы Бижиктиг-Хая находится каменное изваяние Кижи-Кожээ, увидев фигуру могучего воина с широкоскулым лицом из красноватого гранита, который поражает своим размером и тщательностью изготовления, можно отметить прическу, длинную косу «кежеге». Этому воину более 1200 лет. На территории каменного изваяния находится надпись для посетителей где написано, что история племен и народов, населявших саяно-тувинскую котловину и верховья Енисея была предметом интереса летописцев, историков и ученых с давних времен. Первые упоминания о жителях региона встречаются в китайских хрониках и летописях, датируемых III-II веками до н.э. Относительно поздняя история тюрских племен и народов Саяно-Алтая отражена в трудах Марко-Поло, Рашид-ад-дина и других исследователей центральной Азии, Китая и Монголии. Таким образом, длинная коса «кежеге» у мужчин Тувы имеется с древних времен.

Читайте также:  Что подарить жене на день рождения 25

Прически и волосы людей нам говорит о таинственном и скрытом значении волос разных народов, в том числе можно увидеть какие красивые национальные традиции и культовые обряды имеет тувинский народ по прическам, украшениям, и аксессуарам костюмов.

У каждого народа есть собственные представления о волосах. Волосы являются вместилищами «души». У западных тувинцев девочки до просватанья носили одну косу, а у южных — две. В западной Туве женщины заплетали две косы, у тувинцев чооду и кыргыс – три косы (две косы сбоку и одна толстая сзади, которые на уровне плеч соединялись). Был еще вариант прически: две основные косы плелись сбоку и три тонкие от затылка, которые все соединялись на уровне плеч и закреплялись накосными украшениями — чавага. Такие украшения широко бытовали у тувинских женщин до 30-х годов XX века. Незамужние девушки носила в косах бусы иногда с металлической круглой и квадратной пластиной (боошкун), а замужние женщины – чавага.

В обычаях разных народов маленьких детей обычно не стригли до определённого возраста. Например, у русских до 1 года, а у тувинцев до трех лет, включая внутриутробное развитие ребенка. Считалось, что детские волосы обладают мощнейшей защитной энергетикой. Поэтому детей не стригли до года, трех и даже семи лет у разных народов мира. В древнем Египте детям оставляли пряди волос на висках или на темени, так называемый "локон юности". А в Китае маленьким мальчикам подстригали волосы так, чтобы оставалась чёлка (для крепкого здоровья).

Несмотря на влияние извне, у тувинского народа по сей день есть обычай, который называется «хылбык дой». И этот обряд проводится, когда ребенку исполнится три года. Всех родственников маленького ребенка родители собирают и заранее тщательно готовятся к национальному празднику «хылбык дой». В день ритуала пострижины «хылбык дой» дается честь самому старшему уважаемому человеку по линии матери. И он стрижет первые волосы у ребенка и в виде подарка дает коня. И все остальные также дарят ребенку крупно-рогатый скот и мелко-рогатый скот. После чего тувинский ребенок с трех лет становится маленьким хозяином своего имущества и с этого возраста ребенок окажется в этнопедагогической среде по традиционной культуре. Родители ребенка не навязчиво учили, как сохранить и умножать свой скот. С этого момента у ребенка растет длинная коса «кежеге». А волосы ребенка хранили в специальных мешках счастья «Буян кежик хавы». Таким образом, люди знали, что даже отрезанные волосы продолжают сохранять прочную связь с человеком. Поэтому никогда не выбрасывали состриженные или оставшиеся на расческе волосы, ведь в них содержится вся информация о человеке.

Актуальность темы исследования.

Тувинская традиционная культура и обычаи являются неотъемлемой частью исторического наследия Республики Тыва. Также она играет важную роль в сохранении тувинских обычаев и обрядов, способствует сохранению историко-культурного наследия своего края. Является ценностью обыденной жизни, передающаяся нам, от поколения к поколению, остается самыми ценными и близкими для восприятия духовной культуры тувинцев.

Целью исследовательской работы является изучение истории причесок и тувинских украшений «Чавага», «Боошкун».

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать роль тувинских традиций и обычаев в формировании духовной традиционной культуры среди учащихся.

Мужчина с прической «Кежеге».

Старинная прическа мужчин – косичка «кежеге» — являлась символом храбрости и силы. Для мужчины прическа «кежеге» имеет важное значение, для продолжения рода. Брили волосы по внешнему кругу, а оставленные на темени волосы заплетали в одну косичку «кежеге» и завязывали ее шнуром синего цвета, так как синий цвет считался благополучным для представителей мужского рода.

С 1911 года ношение «кежеге» стало добровольным. В 50-е годы мужчину с «кежеге» можно было встретить изредка.

После распада Советского Союза с конца XX века утраченная традиционная культура в части причесок, длинные косы у тувинских мужчин «кежеге» возрождается и перенимает поколение молодежи, особенно это распространено среди музыкантов, исполнителей горлового пение и творческих людей. Прическа «кежеге» как традиционная культура тувинских мужчин в национальном образе, и передается из поколения в поколение.

Семь изменений косы.

Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос. 2. Девушкам символически заплетали одну косичку «Чаъш», завязывали ее концы украшением из бус «боошкун». Такая коса олицетворяла одиночество, т.е. свободное положение молодой девушки.3. Дополнительную вторую косу заплетала родственница с материнской стороны и это символизировало, что девушка занята, сосватана.4. В день свадьбы волосы заплетали с украшением «Чалаа-кара» в виде трех черных косичек. 5. Пожилые, замужние женщины заплетали две косы и связав концы клали за пояс. 6. Женщины, которые до старости дожили без детей и мужа (дулгуяк) носили одну косу (кежеге), как мужчины.7. Женщинам в возрасте 75-80 лет (шуваганчы) сбривали волосы наголо.

Девушкам символически заплетали одну косичку «Чаъш», завязывали ее концы

украшением бус «боошкун».

Дополнительную косу заплетала родственница с материнской стороны и это символизировало, что девушка занята, сосватана.(Сырбык чаъш) .

В день свадьбы сплетали с «Чалаа-кара» в виде трех черных косичек, постепенно утолщая от основания к концу.

Через 3 дня после свадьбы свекровь сплетала невестке косу с «чавага» в виде двух косичек.

В разной культуре народов мира знания о сакральных и культовых значениях волос идут из глубины веков. До сих пор в народе слышны их отголоски: нельзя волосы разбрасывать, беременным волосы стричь не положено.

Чем длиннее и ухоженнее волосы, чем тщательнее женщина бережет их от чужих взглядов, заплетая в косу, тем большую силу они имеют.

Например, некоторые тувинские мужчины по сей день придерживаются в правилах тувинского этноса, т.е. не разрешают своим супругам носить короткие прически.

Эти примеры показывают, как сила женских волос ценна для семьи, для общества и для самой женщины.

Пожилые, замужние женщины заплетали две косы и связав концы клали за пояс.

Женщины, которые до старости дожили без детей и мужа (дулгуяк) носили одну косу (кежеге), как мужчины. Женщинам в возрасте 75-80 лет (шуваганчы) сбривали волосы наголо.

Женские украшения из бус и серебра.

Чавага – это украшение основу, которой составляет серебряная пластинка, нашитая на кусок кожи, украшенный бусами, жгутами из ниток.

Украшениям тувинцы (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения — украшать, но и наделялись большим символическим смыслом — играли роль амулетов — оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.

Приметы связанные с волосами:

После захода солнца нельзя стричь волосы.

После расчесывания и стрижки волос нельзя бросать волосы.

Читайте также:  Оформление шарами на рождение ребенка

Стрижку делают в благоприятные дни по лунному календарю.

Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос.

Заключение.

В итоге изучения исследования отметим, что выдвинутые цель и задачи были достигнуты. Сельские школы играют важную роль в общественной жизни местных сообществ, способствуют сохранению историко-культурного наследия своего края. В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование, с целью проанализировать уровень интереса учащихся к истории тувинской прически и изготовления тувинских накосных украшений чавага, боошкун. Все респонденты ответили, что тувинское накосное украшение чавага носили — замужние 100%. Все респонденты ответили, что тувинское накосное украшение боошкун носили – не замужние 100%. В анкетировании приняли участие 30 человек: все учащиеся 5-6 классов. Из них в 5 классе — 16 чел., в 6 классе -14 чел.

Список использованных источников и литературы:

С.И. Вайнштейн Мир кочевников Центра Азии Москва «Наука» 1991

С.И. Вайнштейн. Загадочная Тува. Москва, 2009. -С. 416.

Л.П.Потапов «Очерки народного быта тувинцев» Москва.1969г.

М.О. Сиянбиль «Традиционный тувинский костюм» Кызыл.2000 г.

Г.Н.Курбатский «Тувинские загадки» Кызыл 2008г.

Ч.М.Чап, А.Т.Болгум-оол «Тыва угулзалар, хээлер» Кызыл. 2008г.

М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль «Традиционный тувинский костюм».

А. О. Дыртык-оол «Тувинские женские украшения: история и традиция».

Байдос Сайлыкмаа Успуновна, ветеран, мастер по изготовлению национальных женских украшений, почетный житель с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва;

Хертек Э. С., народный мастер национальных женских украшений для волос Бай-Тайгинского кожууна с.Тээли.

Хертек С. И.,-28.07.1970 г.р., заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ НПО «ПУ-13 с. Тээли» 2012 г.

1. Здание Национального музея Республики Тыва (новое здание музея было открыто 7 февраля 2008 года)

Мы приобрели билеты не только в музей (стоимостью 100 руб. для взрослых), но и на сборную экскурсию по постоянной экспозиции музея «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган «Аржаан -1» и «Аржаан – 2» (стоимостью 200 руб. для взрослых). Также приобрели билет на фотосъемку стоимостью 250 рублей.

До начала экскурсии мы успели посмотреть несколько залов музея самостоятельно. В основном они касались природных богатств Тувы — животного мира, полезных ископаемых, озер и источников, выдающихся гор. Рассказ о них заслуживает отдельной записи, которую я уже готовлю.

Данная запись будет посвящена археологическим и этнографическим экспонатам музея.

Официальное открытие музея состоялось в августе 1930 г. В Государственном музее ТНР были сформированы три отдела: «Природа», «Дореволюционная история», «Революционная Тува». Директором его был назначен Владимир Петрович Ермолаев (1892-1982 гг.), который в то время являлся первым и единственным профессиональным фотографом в Туве. Свыше 4-х тысяч негативов и фотографий краеведческой тематики от Тувы феодальной до Тувы социалистической составляют «золотой» фонд музея.

Мы также успели посмотреть фотографии В.П. Ермолаева и фотографии из истории музея. Биография В.П. Ермолаева интересна, но стоит отдельно упомянуть факт, что В.П. Ермолаев участвовал в экспедиции по Сибири Фритьофа Нансена, который подарил Ермолаеву фотоаппарат. С этого подарка и началось увлечение В.П. Ермолаева фотографией. Его работы уникальны и хранятся не только в Национальном музее Республики Тывы, но и в Красноярском краевом краеведческом музее, играют важную роль в истории и этнографии Тувы. В.П. Ермолаев был не только фотографом, но и исследователем, краеведом, этнографом, писателем, членом Союза журналистов СССР, заслуженным музейным работником, награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и почетными грамотами за творческий вклад в развитие художественной фотографии в Туве, пополнение фондов музея.

В 11 часов началась наша экскурсия «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган «Аржаан-1» и «Аржаан-2». Экскурсия проходит в "золотом зале" с лицензионной охраной, особенным освещением и запретом на фотосъемку. Рассказ был интересным, кое-какие пометки я себе делала, но их для связного рассказа мне не хватило, поэтому далее цитаты из интернет-источников. В большинстве источников встречается название Аржан, но встречается и название Аржаан, при копировании текстов из разных источников я не меняла названия.

  • Раскопки проводилисьв 1971—72 гг.Тувинским НИИ языка, литературы и истории, Ленинградским отделом Института археологии Академии Наук СССР.
  • Курган "Аржан-1" получил свое название от одноименногопоселка Аржан, расположенного поблизости (в 70 километрах к северо-западу от Кызыла и 26 километрах от Турана). Местное название кургана "Аржан-1" —Улуг-Хорум («Великий курган»).
  • Наиболее вероятная дата захоронения —VIII—VII вв. до н. э.
  • Захоронение практическиполностью разграблено еще в древности.
  • Обнаруженный погребальный инвентарь демонстрирует«скифскую триаду»— три характерных для скифской культуры археологических признака: оружие, конское снаряжение и звериный стиль (особый стиль изображения животных в древности).
  • Самый древний скифский курган.Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.
  • Самый большой в диаметре курган на территории Республики Тыва.Диаметр 120 м, высота 3—4 м.
  • В курганезахоронены 17 человек(«царь» и «царица», их приближенные и другие люди) иболее 160 лошадей.
  • Строение кургана.До раскопок насыпь из камня имела блюдцеобразную форму. На основании площадки кургана около 70 больших срубов из толстых (диаметр 30—85 см) лиственничных бревен. Вся нижняя часть кургана деревянная, покрыта сплошным бревенчатым потолком диаметр около 80 м, площадь около 5 тыс. кв. м. Первым был возведен центральный сруб; в нем похоронен («царь» и «царица», их приближенные и лошади «царя». Вокруг него радиальными рядами пристроены разные по площади и размерам срубы.
  • Оружие:бронзовые кинжалы, чеканные бронзовые и костяные наконечники стрел, предметы конского снаряжения: уздечные наборы и их украшения. Удила со стремечко- и кольцевиднными окончаниями, псалии трех-дырчатые, в основном изогнутые, с грибовидной шляпкой. Много украшений узды из бронзы, золота, клыков лошади и кабана.
  • Уникальные изделия— большая бронзовая бляха в виде свернувшегося в кольцо хищника семейства кошачьих, 5 бронзовых наверший с фигурками стоящих горных баранов, скульптурное изображение головы коня из рога, трехжелобчатые застежки из камня и дерева, покрытые золотой фольгой, гривна из узкой полосы листового золота, золотые серьги со щитком и бирюзовыми вставками, круглые и прямоугольные золотые бляшки, пронизки, бирюзовые бусы и бисер.
  • После обработки и реставрации в Ленинграде материалы раскопок были переданы в Тувинский музей, где была открыта стационарнаявыставка «Курган Аржаан».

  • Раскопки проводилисьв 2001 годуЦентрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ.
  • Наиболее вероятная дата захоронения —VI — V вв. до н. э.
  • Строение кургана.Погребение было совершено в глубокой квадратной яме. На дне ее находилась погребальная камера — сруб с двойными стенами из бревен сибирской лиственницы. Дерево прекрасно сохранилось, археологам удалось зафиксировать все конструктивные особенности сооружения.
  • Непотревоженное захоронение.Богатство погребального наряда и вещей, сопровождающих погребенных (мужчину и женщину), говорит о том, что они принадлежали кэлите кочевой знати.Одной из причин сохранности данного захоронения ученые объясняют строением кургана: в центре расположена пустая камера, а "царское" захоронение располагается в стороне от центра.
  • Перед лицами покойных уложеныбронзовые зеркала. Оба погребенных были одеты в костюмы, украшенныезолотыми нашивными бляшками, изображавшими хищника из рода кошачьих. Всего таких бляшек околопяти тысяч. По их расположению удалось "прочитать" узор, образуемый ими на одежде. Головные уборы украшенызолотыми пластинамив виде лошадей, оленей, барсов. Женский головной убор венчализолотые шпилькис гравировками в зверином стиле инавершиями, одно из которых представляет собойфигурку стоящего оленя. В области шеи и на груди найдены серьги, многочисленные подвески и бусы из золота, бирюзы, сердолика и даже янтаря. На шее мужчины лежала массивнаязолотая гривна— символ власти. Штаны расшиты мельчайшимзолотым бисером, голенища сапог обтянуты золотым листом.
  • По углам погребальной камеры на вертикально установленных шестах был развешан"сопроводительный" инвентарь.Ближе к женщине виселизолотая пектораль, кожаные сосуды с зерном, стояли деревянный ковш, бронзовая и каменные курильницы. Рядом с мужчиной висел парадный пояс, на портупее которого закреплены лук с колчаном и боевой клевец. Всеоружиев погребении сделано из железа, которое здесь только начало входить в обиход, а потому стоило дороже золота. Короткий меч-акинак, ножи, клевец и даже наконечники стрел украшены золотом, что было для тех времен новацией.
  • Всего в кургане Аржан-2 было найденоболее 11 000 предметов, из них более5 000 золотых.
  • В течение2008 годаколлекция «Аржаан-2» была официально передана от Государственного Эрмитажа на постоянное хранение Национальному музею Республики Тыва, и уже 2 ноября 2008 г. бесценные археологические материалы во всем своем великолепии предстали в постояннойэкспозиции «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2».
Читайте также:  Пригласительные на свадьбу оренбург

Ссылки:
Аржан // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
Золото Тувы // Наука и жизнь, 2002, №1
История музея // Национальный музей Республики Тыва
Выставка "Сокровища "Долины царей" Тувы // Национальный музей Республики Тыва
Археологическая коллекция // Национальный музей Республики Тыва
В.И. Гуляев. Скифы. Расцвет и падение великого царства
Золото Долины царей // Итоги, 2002, №9
Тува — родина скифов // Известия, 9 сентября 2002
«Золотой зал» Национального музея Республики Тыва: к 5-летию открытия постоянной выставки «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2»
АРЖА́Н // Большая Российская Энциклопедия
Золото скифов — мировая сенсация // Кызыл-Онлайн
Аржан — тувинский Аркаим

2. Бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника (Аржан-1)
Фото: Большая Российская Энциклопедия

3. Золотая гривна "царя" массой более 1,5 кг (Аржан-2)
Лицевая сторона гривны украшена расположенными друг за другом фигурками стоящих хищников семейства кошачьих.
Фото: Достояние планеты

4. Золотая пектораль — женское нагрудное украшение с орнаментом в зверином стиле (Аржан-2)
Фото: Достояние планеты

5. Золотое украшение головного убора (Аржан-2)
Фото: Достояние планеты

6. Золотые бляшки — штамповка нескольких тысяч одинаковых фигурок (Аржан-2)
Фото: Достояние планеты

7. Золотая шпилька с навершием в виде миниатюрной объёмной фигурки оленя (Аржан-2)
Изображение этой фигурки оленя стало эмблемой Национального музея Республики Тыва. Большая эмблема с изображением этого оленя украшает здание музея
Фото: К.В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер. Золотые звери из долины царей. Открытия российско-германской археологической экспедиции в Туве

Несколько моих фотографий для иллюстрации из залов музея, которые посвящены научным исследованиям курганов Аржаан-1 и Аржаан-2.

8. Макет строения кургана Аржан-1

9. Стенд, иллюстрирующий строение кургана Аржан-2

10. Реконструкция "царской" погребальной камеры кургана Аржан-2

11. Эскиз научной реконструкции одежды скифского царя
(выполнена в Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Государственного Эрмитажа)

12. Эскиз научной реконструкции одежды скифской царицы (выполнена там же)

Далее выборочно мои фотографии из других залов музея и пояснения к ним.

13. Памятник в честь 80-летия тувинской письменности, выполненный в виде субургана высотой 108 см
Годом образования тувинской письменности считается 1930 год.
Статья "80 лет тувинской письменности: становление, развитие, перспективы" // Новые исследования Тувы, 2010, №4

Субурган (ступа) — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, первоначально предназначенное для хранения священных предметов, позднее выступающее памятником, возводившимся в честь какого-то события.

14. Юрта снаружи

16. Женская половина юрты (справа от входа)

Традиционная мужская, женская и детская одежда тувинцев приспособлена для кочевого образа жизни.

18.

19. Дерги — подвесные фигурные пряжки

Подвески дерги — одна из основных принадлежностей мужского костюма, их носили парными и вешали по бокам — слева и справа, но нередко пользовались и одной пряжкой. К пряжке слева подвешивали огниво, кисет для хранения табака, табакерку, а к пряжке справа — нож в ножнах. Нож в ножнах обычно носили за спиной. Перед входом в юрту мужчина снимает свой нож в ножнах с пояса и нож, прикрепелнный свободно, болтается сбоку.
Курительная трубка — необходимый атрибут для проведения различных обрядов, например, при сватовстве совершался традиционный обмен курительными трубками. Трубку обычно носили за правым голенищем.

20. Кисет для хранения табака, курительная трубка, табакерка и узорный мешочек

Женщины крепили к поясу игольник. Это было не только необходимо для регулярного рукоделия, но и по верованиям оберегало от злых сил.

Тувинские женские украшения делятся на следующие виды: украшения для прически, для ушей, рук и пальцев и для пояса. Накосники (чавага, боошкун) широко бытовали у тувинских женщин до 30-х годов XX века.

21. Боошкун — накосное украшение незамужней девушки

22. Чавага — накосные украшения замужних женщин

23. Шаманский костюм для проведения шаманских обрядов

24. Стенд с фотографией М.Б. Кенин-Лопсана и принадлежавшими ему обрядовыми шаманскими предметами

25. Работы Тартыына Ю.Д. из поделочных камней — альмаголита, нефрита, оникса, серпентинита, тигрового глаза

Агальматолит — это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения. Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Благодаря тому, что его легко обрабатывать, используется я с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет.
Источник: Каталог Минералов.ru

После обработки для придания изделию из агальматолита прочности его обжигают.

Именно в Туве сохранилось и продолжает развиваться редчайшее камнерезное искусство — резьба по агальматолиту. Этот солнечный камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики. Практически все жители села Кызыл-Даг, расположенного неподалеку от месторождения, владеют искусством резьбы по агальматолиту, который здесь называют чонар-даш — «податливый камень». В одной небольшой деревне проживают 27 членов Союза художников России, народный художник РФ, заслуженные художники Тывы. Они вырезают из чонар-даша фигурки животных: коней, верблюдов, оленей, а также сказочных львов-арзыланов, которые, как говорят легенды, никогда не показываются людям и лишь иногда посылают в селения своих младших наместников — собак. Во всем мире ценятся уникальные шахматы из этого камня, выполненные в особой местной стилистике: короля изображает лама, слона — верблюд, а в роли ферзя выступает грозный арзылан.
Источник: Камнерезные работы мастера из Кызыл-Дага стоят в кабинетах федеральных чиновников

Обилие ссылок и цитат в данной записи объясняется тем, что я хочу сохранить для себя все те материалы, которые я находила во время изучения особенностей экспонатов Национального музея Республики Тыва.

Ссылка на основную публикацию
Цветы которые долго стоят в букете
Компания Семицветик часто проводит опросы покупателей, чтобы узнать, как меняется отношение к цветам. До сих пор распространено мнение, что букет...
Цвета подходящие к горчичному цвету
Рада приветствовать вас, дорогие читатели! Сегодня мы подробно познакомимся с одним из красивейших оттенков желтого – горчичным цветом. Выясним, кому...
Цвета свадебного платья какие бывают
Однако модные тенденции ежегодно вносят новые изменения и свадебную моду, которая предлагает невестам разные цветовые решения для нарядов. Какой цвет...
Цветы лед и пламя
Лепим, творим, малюем, болтаем, гуляем, танцуем Лед и пламень Дорогие друзья, желаю вам счастливого и волшебного вечера завтра и пусть...
Adblock detector