Что такое брак брачный союз

Что такое брак брачный союз

Брак – 1) церковное таинство, в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви; 2) супружеский союз.

– Первая и главная цель брака – это полная и нераздельная преданность общения двух супружеских лиц. Поэтому в семье невозможно счастье без единых духовно-нравственных целей жизни. Это возможно лишь в том случае, когда супруги не стремятся получить друг от друга что-либо, а стремятся отдать себя для счастья своей половины.
– Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, есть рождение и христианское воспитание детей.
– И третье значение брака – это предохранение человека от блуда. Человеческая природа, уязвленная грехом, требует контроля над собой. Половые отношения благословляются Церковью внутри брака, то есть человек может удовлетворять свои потребности, не нарушая заповеди Божией, сохраняя внутреннюю чистоту.

Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31-е правило Лаод., 72-е правило Трул. и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного.
Брак православных с инославными запрещается и не венчается (72-е прав. Трул.). Он может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

Зарегистрированный государством брак без венчания блудом не является (понятно, что причиной этого является то, что один из супругов – не член церкви), т.к. брак был заключён до обретения одним из них веры; по заповеди Апостола Павла ( 1Кор.7 ): Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Как понимать 5-ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам ( Еф.5:33 ) о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста?

В браке от супругов требуются усилия для компенсации мужской и женской природы. Вспомним грехопадение: жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене.

В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием?

Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи.

Православное понимание любви и брака и их подмены

архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) – но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» [1].

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви – любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» – говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью ( Мф.18:20 ).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,– пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин.15:1: 1Ин.3:16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее ( Еф.5:25 .)» [2].

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», – говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода – хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак – это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. [3]

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. [4]

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир ( Быт.1:28 ). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою ( Быт.3:16 ). Таким образом, семья – не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской ( Ин.2:1-11 ). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака – согласию, они ставят другой, объективный фактор – форму брака – в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы [5].

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек – не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» [6] «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку – с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» [7].

Читайте также:  Что дарят на свадьбу в италии

Очень важно помнить, что брак – это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть – безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению» [8].

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

( Мф.19:10-11 ). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это – как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи – преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царство Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ).

Примечания:

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.
2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.
3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.
4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.
5. Там же, с. 138 -139.
6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.
7. Там же, с. 320.
8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Доклад на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений

«Кормчая книга» («Номоканон в 14 титулах» патриарха Константинопольского Фотия) даёт ясное определение брака: «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в Божеском и человеческом праве».

Нюансы брачных отношений с точки зрения российского законодательства должны знать не только те, кто уже состоит в браке, но и те, кто только задумывается об этом шаге. Открыв Семейный кодекс точного определения «брак» не найти, но это не мешает узнать о нем все что нужно.

Понятие брака

В Семейном кодексе нет статьи, в которой прямо содержится понятие брака. Однако, основываясь на упомянутых законом принципах, можно сформулировать следующее определение.

Брак – это союз между мужчиной и женщиной, влекущий за собой возникновение личных и имущественных прав и обязанностей, основанный на добровольности, равноправии. Его целью является создание семьи.

Из этого следуют выводы:

  • в России однополые браки не регистрируются, также, как и с животными или предметами;
  • муж и жена являются равносильными партнерами, то есть, ни у кого из них нет привилегий перед законом;
  • после регистрации брака возникшее имущество и долговые обязательства будут общими;
  • принцип добровольности подразумевает, что каждый человек вправе вступить в брак с тем, с кем желает, и никто не должен оказывать влияние на этот выбор;
  • создание семьи должно быть основополагающим желанием (а не получение каких-либо выгод).

Понятие «гражданский брак» с точки зрения закона это именно узаконенные отношения в органах ЗАГСа, а не принятое в разговорной речи определение «сожительства». И сколько бы лет пара не прожила вместе, правовые последствия такие отношения не порождают.

Возраст, достаточный для регистрации брака

Общепринятый «брачный возраст» — 18 лет. А также это возраст наступления полной дееспособности.

Однако, жениться и выходить замуж можно и в 16 лет. Но для этого необходимо обратиться за разрешением в орган местного самоуправления, подтвердив наличие уважительных причин.

Самые распространенные основания снижения брачного возраста:

  • Ожидание общего ребенка;
  • Или его рождение;
  • Уже сложившиеся семейные отношения.

Стоит отметить, что в одобрении родителей несовершеннолетних нет необходимости.

В некоторых субъектах Российской федерации предусмотрена возможность вступить в брак ранее 16 лет.

Но для этого потребуется подать заявление в центральный исполнительный орган на имя Губернатора. Это могут сделать, как сами желающие пожениться, так и их родители. Но если между ними имеется конфликт – то данное заявление будет рассмотрено только после одобрения органов опеки и попечительства.

Например, в Москве и области губернатор даст разрешение на регистрацию при условии, что невеста беременна, родился общий ребёнок, а также, если есть угроза жизни любого из будущих супругов.

Наименьший возраст, с которого заявление в ЗАГСе примут, законом не установлен. Но, исходя из того, что в перечне необходимых документов указан паспорт гражданина, можно сделать вывод, что этот порог – 14 лет.

Молодые люди, поженившиеся до достижения 18 летнего возраста, становятся абсолютно дееспособными (происходит эмансипация) и не теряют этот статус даже после расторжения брака.

Право на брак

Абсолютно все граждане РФ (при соблюдении необходимых условий) могут быть зарегистрированы в качестве супругов. Это простое правило следует из закрепленных в Семейном кодексе принципов.

Если заявителям откажут по причине их национальности, расы, религиозной принадлежности –это будет свидетельствовать о дискриминации, и они могут обратиться в суд за защитой.

Условия и порядок заключения брака

Регистрация брака проходит в органах записи гражданского состояния (ЗАГСе), в торжественной или обыкновенной обстановке – по выбору брачующихся.

Невеста и жених должны присутствовать на бракосочетании лично — это обязательное условие, необходимое для подтверждения добровольности принимаемого решения.

Существуют ситуации, при которых работник ЗАГСа осуществит регистрацию вне стен учреждения:

  • когда один из будущих супругов в больнице или дома из-за болезни;
  • когда брак будет заключен с гражданином, приговоренным к лишению свободы (или находящимся под стражей).

Иные причины для выездной регистрации законом не предусмотрены.

Условия заключения брака простые:

  • лица, желающие узаконить союз, действуют добровольно;
  • они достигли необходимого возраста;
  • нет препятствующих обстоятельств.

Время и место регистрации

Дата, которую могут выбрать заявители для регистрации брака, должна быть не ранее, чем через месяц, и не позже двенадцати месяцев после подачи заявления. Также молодожены указывают желаемое время регистрации (исходя из режима работы ЗАГСа). В дальнейшем их изменение без разрешения руководителя регистрирующего органа невозможно.

Но есть ряд особых жизненных обстоятельств, которые ускоряют регистрацию, без истечения месяца:

  • беременность;
  • рождение ребенка;
  • если жизни и здоровью любой из сторон что-то угрожает.

А при необходимости, «расписаться» можно и в день подачи заявления.

Местом бракосочетания будет являться тот ЗАГС, в который было подано заявление супругов. Новобрачные вправе выбрать абсолютно любой ЗАГС, без привязки к району, в котором они прописаны.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Существует ряд причин, по которым нельзя пожениться

В законе есть четыре обстоятельства, при которых отказ в принятии заявления на регистрацию брака будет правомерным:

  • Любой из заявителей уже состоит в официальном браке. Этот пункт закона говорит о том, что в стране действует принцип моногамии.
  • Близкие родственные отношения. То есть союз между близкими родственниками и между братом и сестрой (даже неполнородными) невозможен. Тем самым законодательно запрещен инцест.
  • Отношениям между приёмным родителем и усыновленным также невозможно легитимировать. Потому что государством они приравниваются к кровным родственникам.
  • Если один из будущих супругов имеет статус недееспособного по причине психического расстройства.

Человек, не способный отдавать себе отчёт в действиях и решениях, не может вступить в брак, даже с разрешения опекуна. Потому что добровольность в данном поступке будет стоять под сомнением.

Читайте также:  Елена большакова фотограф краснодар

Семейные права и обязанности супругов

Права и обязанности супругов разделяются на личные и имущественные

Личные неимущественные права:

  • Право на равенство.
  • У мужа и жены есть законное право выбирать себе профессию, чем заниматься, и где жить. Это положение выходит из конституционного принципа равенства всех граждан.
  • Все вопросы, связанные с детьми супругов (воспитания, образования и другие) должны решаться вместе, никто не имеет больше привилегий в принятии решений.
  • Отношения внутри семьи должны быть основаны на взаимном уважении и помощи.
  • Право на выбор фамилии

Супруги могут оставить свои добрачные фамилии, а могут сделать с ними следующее: взять фамилию мужа или жены в качестве общей или присоединить к своей фамилии фамилию другого. Но последнее невозможно, если добрачная фамилия уже двойная.

Если, находясь в браке, лицо пожелало сменить свою фамилию (в рамках ст. 19 ГК РФ), то это никаким образом не влияет на фамилию супруга.

После развода у обеих сторон есть право сохранить брачную фамилию или восстановить прежнюю.

Видео, в котором рассказывается о правах и обязанностях супругов:

Имущественные права супругов

Имущественные права делятся на два вида: законный режим (совместная собственность) и договорный режим (брачный договор).

  • Совместной собственностью являются все доходы лиц, не имеющие специального целевого назначения, полученные в период брака. А также любое имущество, купленное на эти деньги (недвижимость, ценные бумаги, доли в капитале и т.д.).
  • Брачным договором определяют имущественные права и обязанности на период брака или в случае его расторжения. В нём могут быть закреплены положения, касающиеся настоящего и будущего имущества.

Правовые последствия брака

Основные последствия регистрации брака:

  1. Не имеет значение, на кого оформлено имущество и кто его оплачивал, оно будет считаться совместно нажитым. И будет делиться поровну в случае развода. Если иные правила не предусмотрены брачным договором.
  2. Дети, рожденные в браке и спустя триста дней после его расторжения, будут считаться общими, то есть отцом ребенка будет записан супруг. Для оспаривания этого факта потребуется судебная процедура.
  3. Материальная поддержка.
  4. Супруг относится к первой очереди наследников.

Алименты может требовать от своего супруга (и бывшего) то лицо, которое:

  • Является нетрудоспособным и нуждающимся;
  • Осуществляет уход за общим ребенком, до достижения им возраста трех лет и беременная жена;
  • Осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом, до достижения им возраста 18-ти лет;
  • Достигло пенсионного возраста.

Условия признания брака недействительным

Процедура признания брака недействительным производится судом. После принятия решения, суд уведомляет орган ЗАГС и тот делает соответствующую отметку в регистрационной книге. День, с которого брак будет считаться недействительным – дата его заключения.

Причины, по которым брак признается недействительным, очень просты — изначально были нарушены условия правомерности союза:

  • имело место принуждение вступления в брак, лицо пошло на данный шаг не по своей воле
  • любой из супругов не достиг брачного возраста, или не получил необходимо разрешения от органа власти;
  • родство, нахождение в другом браке, недееспособность;
  • фиктивный брак – хотя бы у одной из сторон не было цели создать семейные отношения.

Кроме того, если кто-то из супругов утаил, что является носителем ВИЧ- инфекции или венерического болезни, то второй вправе через суд добиться признания брака недействительным.

Семейным кодексом и гражданским законодательством урегулированы многие вопросы, касающиеся вступления, расторжения брака и нахождения в нем. Каждая пара решает для себя – регистрировать отношения в государственном органе, или нет. Но, принимая решение, важно знать и понимать какие гарантии, права и обязанности следуют после.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость).

Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко. И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

  1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.
    В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.
  2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.
  3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины [источник не указан 403 дня] , без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

Популярность института брака в обществе

По мнению психотерапевта Александра Полеева, «семья как таковая становится всё менее и менее популярной формой жизни, формой отношений мужчины и женщины. Место семьи довольно быстро, прямо на наших глазах, занимают другие формы отношений: гостевые, экстратерриториальные, парциальные, договорные и некоторые другие» [12] [13]

Как показывает статистика, процент людей проживающих в незарегистрированном или фактическом браке растёт по всему миру, и не имеет чёткой зависимости от уровня жизни в данной стране, а процент взрослых людей, состоящих в традициооном браке, соответственно падает. Например, ещё в 1960 году примерно 5% детей в США рождалось у незамужних женщин, но уже в 1980 году эта цифра достигла 18%, а в 2009 году 41%, — т.е. рост почти в 8 раз за 50 лет. [14] В Европе процент фактических браков также неуклонно растет на протяжении последних десятилетий. По данным Евростата, в 2011 году 37,3% всех родов в 27 странах ЕС были внебрачными. [15] Большинство детей родилось вне брака в Исландии (64,3%), Эстонии (59,7% ), Словении (56,8%), Болгарии (56%), Норвегии (55%), Швеции (54,2%) и Франции (55%). Другими европейскими странами с высоким уровнем внебрачной рождаемости являются Бельгия (49 %), Дания (48,6%), Великобритания (46,9%), Латвия (43,7%), Нидерланды (43,3%), Венгрия (42,2%), Чехия (41,8%), Финляндия (40,8%), Австрия (40,4%), Словакия (34%), Германия (33,5%). Чуть ниже доля внебрачных рождений в Греции (8,1%) и на Кипре (15,2%). [15] В России почти каждый третий ребенок (30%) в 2010 году родился вне брака. [16]

Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. По данным ООН, в 1998 году от 55% до 74% детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением. [17] Так доля детей, рожденных вне брака: в Мексике составляла 41,5%, в Чили — 43,6%, в Пуэрто-Рико — 45,8%, в Коста-Рике — 48,2%, в Аргентина — 52,7%, в Белизе — 58,1%, в Сальвадоре — 73%, в Панаме — 80%. [17]

Расторжение брака

В светских государствах, к которым принадлежит и Россия, а также в ряде конфессий допускается расторжение брачного союза (развод) — на различных основаниях. В России при согласии обоих супругов, не имеющих общих детей, развод возможен в органах ЗАГС. В случае, если один из супругов против развода, а также при наличии общих несовершеннолетних детей (даже при обоюдном согласии разводящихся), развод производится через суд. Для защиты прав детей в случае, если жена ждёт ребёнка, муж не вправе без её согласия даже подавать иск о разводе.

В разных религиозных системах процедура расторжения брака может быть как намного сложнее, чем в РФ, так и намного проще. Скажем, расторжение католического брака почти невозможно, а в мусульманском праве мужу для развода достаточно произнести специальную фразу. Тем не менее даже эта простота ограничена другими установлениями.

В России ежегодно вступают в брак чуть более 1 миллиона пар, при этом около 700 тысяч семей подают на развод [18] .

Имущественная сторона

В ряде стран издревне брачное законодательство регулирует такие вопросы, как обязанность супругов во взаимной финансовой поддержке. В России законодательством о браке и семье установлено, что имущество, нажитое во время брака, если иное не записано в брачном контракте, является совместной собственностью супругов вне зависимости от соотношения их доходов. А при разводе фиксируется обязанность содержать бывшего супруга, если тот получил инвалидность во время брака. Что интересно, введение в практику брачных контрактов в России довольно ограничено, поскольку СК РФ сильно ограничивает перечень вопросов, подлежащих регулированию контрактом. Но даже чисто имущественные положения брачных контрактов, не касающиеся детей, могут быть объявлены ничтожными, если суд усмотрит неравноправность контракта.

Читайте также:  Коробка для винной церемонии

В других странах бывали и другие способы решения имущественных проблем. Так, в Древнем Риме супруги обычно держали своё имущество раздельно — при разводе жена не могла претендовать на имущество мужа, а муж тоже не мог претендовать на имущество жены. [19] [20] Во многих странах, например, во Франции, имуществом жены безраздельно распоряжался муж. Это было закреплено и после революции в известном «Кодексе Наполеона».

В законодательстве государств

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Россия

В СССР брак — добровольный союз мужчины и женщины, в котором супруги полностью равноправны. В СССР признаётся только брак, заключённый в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах), а также брак, совершённый по религиозным обрядам до образования или восстановления советских органов ЗАГСа. До 1944 года к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический брак (не зарегистрированный).

По Cемейному кодексу РФ выделяются нижеследующие юридически значимые признаки брака.

  • Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.
  • Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.
  • Брак — это союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Условием заключения брака являются:

  • добровольное согласие лиц, желающих заключить брак;
  • достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но можно заключить брак в возрасте от 16 до 18 лет, при наличии согласия органов местного самоуправления, а также возраст может быть снижен в случае, если субъектом РФ будет принят закон о снижении брачного возраста, семейное законодательство РФ не устанавливает предел, до какого можно снижать брачный возраст, поэтому у каждого субъекта свои НПА по этому поводу).

В России не допускается заключение брака:

  • если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке;
  • между близкими родственниками;
  • между усыновителями и усыновленными;
  • если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;
  • между лицами одного пола.

Споры о легализации многожёнства в России

От депутатов местных парламентов и религиозных деятелей ряда субъектов РФ исходила инициатива о признании многожёнства на законодательном уровне. В частности попытки легализации полигамии были в Башкортостане, Чечне и Татарстане [21] . Однако ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых российских семьях (преимущественно мусульманских) мужчины имеют сразу нескольких жён, хотя подобные браки не являются официальными [22] [23] .

Особенности регистрации заключения брака с иностранными гражданами

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г. «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» браки граждан СССР с иностранными гражданами вообще не допускались. Этот указ был отменен в 1953 г. [24] , но на протяжении длительного времени в РСФСР фактически не допускалось и применение норм иностранного семейного права. Так, согласно ст. 161 Кодекса о браке и семье РСФСР, при заключении на территории РСФСР браков советских граждан с иностранными гражданами и браков иностранных граждан между собой разрешалось использовать только советское семейное законодательство.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 156 Семейного кодекса РФ форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ условия заключения брака с иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака (например, при заключении брака российского гражданина с гражданином Франции в отношении российского гражданина должны соблюдаться требования ст. 12-15 СК РФ, а в отношении гражданина Франции должны соблюдаться требования французского Гражданского кодекса о брачном возрасте, о согласии на вступление в брак, о препятствиях к заключению брака). Из этого следует, что при заключении брака иностранные граждане не связаны необходимостью достижения брачного возраста в восемнадцать лет, предусмотренного ст. 12 СК РФ, если по закону их государства допускается заключение брака в более раннем возрасте, чем в Российской Федерации (например, 15-летняя француженка и 16-летняя британка или австралийка может вступить в брак с гражданином Российской Федерации без получения какого-либо специального разрешения на вступление в брак). С другой стороны, для них может существовать обязанность соблюдения условий заключения брака, не предусмотренных СК РФ, но закреплённых их национальным законодательством (например, получение разрешения на брак соответствующего компетентного органа своего государства).

Иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федераций заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров (ст. 13 Закона об актах гражданского состояния РФ). [25]

Попытки легализации однополых браков

См. также

  • Семья
  • Брак в христианстве

Литература

  • Дебэ А. Брак и безбрачие во всех половых и моральных проявлениях. — М.: Тип. Т. Рис, 1878.
  • Семёнов Ю. И. Групповой брак, его природа и место в эволюции семейно-брачных отношений. М., 1964 [26]
  • Андреева Т. В. Семейная психология. Спб.: Речь, 2005.
  • Большой психологический словарь, под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. и др. М., СПб. 2003.
  • Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
  • Сысенко В. А. Молодёжь вступает в брак. М.: Мысль, 1986.
  • Троицкий С. В.Христианская философия брака. Париж, 1933.
  • Хрустинская О. М. Брак на конвейере времени, журнал «LюMON», 2009
  • Ильясов Ф. Н.Статус группы и цены на брачном рынке в регионах с покупным браком (калымом) // в кн.:Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены. М.: Институт социологии РАН, 1993.

Примечания

  1. Фасмер, 1, 206. Ср. знак — от «знать»
  2. Семья с браком. Частный Корреспондент. chaskor.ru (26 января 2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  3. Индейцы Северной Америки. Джон Р. Джевитт
  4. Евреям 13:4
  5. Браки по залету как символ новой эпохи Японии
  6. Японию захлестнула волна браков по залету
  7. Разводы стали распространенным явлением среди среднего класса Индии
  8. Почему брак кузена имеет столь огромное значение?
  9. Браки по договоренности в Индии
  10. Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей
  11. Брак по-египетски
  12. Гостевой секс, или Перестройка в постели, журнал «Качество жизни. Профилактика.» № 4 июль-август 2002 (перепечатка)
  13. Мир состоит из холостяков, «Весло», 22 ноября 2006 г
  14. Our view on kids: When unwed births hit 41%, it’s just not right. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012.
  15. 12Live births outside marriage.
  16. До 8 млн российских детей рождены вне брака. Архивировано из первоисточника 20 августа 2012.
  17. 12UN Live birth by legitimacy status. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012.
  18. «Разбракованные» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5085 (6) от 15 января 2010 г.
  19. Treggiari, Susan. Roman Marriage. New York: Oxford University Press, 1991.
  20. Matrimonium — Roman Marriage. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012.
  21. В Башкирии пытаются узаконить многожёнство
  22. В России эпидемия многожёнства
  23. Надо ли узаконить многоженство в России?
  24. УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР "ОБ ОТМЕНЕ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 15 ФЕВРАЛЯ 1947 ГОДА «О ВОСПРЕЩЕНИИ БРАКОВ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ СССР И ИНОСТРАНЦАМИ»
  25. Особенности регистрации заключения брака с иностранными гражданами
  26. С самыми любопытными историческими и медицинскими подробностями о взаимных отношениях мужчины и женщины, начиная с глубокой древности и до нашего времени: Гигиена, физиология и философия брака и безбрачия.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Брачный союз" в других словарях:

брачный союз — супружество, брак, семейный союз Словарь русских синонимов. брачный союз сущ., кол во синонимов: 4 • брак (42) • … Словарь синонимов

БРАЧНЫЙ СОЮЗ — англ. union, marital; нем. Ehebund. Соц. институт, узаконивающий интимные отношения между представителями противоположных полов и возникающую на этой основе их совместную жизнь, налагая при этом на супругов взаимные обязательства. см. БРАК, СЕМЬЯ … Энциклопедия социологии

БРАЧНЫЙ СОЮЗ — англ. union, marital; нем. Ehebund. Соц. институт, узаконивающий интимные отношения между представителями противоположных полов и возникающую на этой основе их совместную жизнь, налагая при этом на супругов взаимные обязательства. См. БРАК, СЕМЬЯ … Толковый словарь по социологии

вступивший в брачный союз — прил., кол во синонимов: 2 • вступивший в брак (43) • женившийся (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Союз (значения) — Союз: Союз политическое, государственное, семейное или иное объединение (напр., Советский Союз, Австралийский союз, брачный союз). Союз одна из организационно правовых форм некоммерческих организаций (напр., Российский союз… … Википедия

СОЮЗ — СОЮЗ, союза, муж. 1. Тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ, классов. « Капитал есть сила международная. Чтобы ее победить, нужен международный союз рабочих, международное братство их.» Ленин. «Уходя от нас, товарищ Ленин… … Толковый словарь Ушакова

Союз — СОЮЗ, союза, муж. 1. Тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ, классов. « Капитал есть сила международная. Чтобы ее победить, нужен международный союз рабочих, международное братство их.» Ленин. «Уходя от нас, товарищ Ленин… … Толковый словарь Ушакова

БРАЧНЫЙ — БРАЧНЫЙ, брачная, брачное. прил. к брак1. Брачный союз. Брачные узы. Брачное ложе. ❖ Брачный наряд (зоол.) временное изменение окраски, появление особых перьев, хвостов, хохлов и т.п. у животных (преим. самцов) в период размножения, для… … Толковый словарь Ушакова

СОЮЗ — муж. соуз, ·стар. взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; | союзы мн. у сапожников, кожаная нашивка вкруг передов сапожных, коли они пробиты, для прочности. | Союз, ·в·знач. тесной связи меж людей, дружба, товарищество, условное … Толковый словарь Даля

брачный возраст — установленный законом минимальный возраст вступления в брак. Как правило, это возраст совершеннолетия. В России, Германии, Франции, Италии брачный возраст как для мужчин, так и для женщин 18 лет. По уважительным причинам допускается его снижение … Энциклопедический словарь

Ссылка на основную публикацию
Что такое timelapse режим
Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на...
Что подарить на свадьбу красного дерева
включайся в дискуссию Поделись с друзьями Для супружеской пары каждый год, проведённый вместе, имеет свой неповторимый смысл. С возрастом пара...
Что подарить на свадьбу молодоженам оригинальное недорого
Свадьба – праздник двух сердец, самый яркий, запоминающийся, прекрасный день рождения семьи. Родственники, друзья, все гости стремятся подарить молодоженам подарки,...
Что такое амфитеатр в концертном зале
Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха...
Adblock detector