Что такое панорамная съемка

Что такое панорамная съемка

Панорама — это снимок, который отображает большое пространство по горизонтали или по вертикали. Обычно такие снимки делают склейкой нескольких фотографий. Панорамная фотография считается отдельным жанром в фотографии.

1. Выбираем место съемки

Для того, чтобы панорама получилась привлекательной, следует выбрать хорошее, красивое место для съемки. Множество удивительных мест есть вокруг каждого из нас. Нужно только присмотреться. Очень распространена панорамная съемка городского вида и пейзажа, но не стоит забывать об интерьерной панорамной съемке.

2. Настройки фотоаппарата

Многие камеры имеют панорамный режим съемки. Этот режим сильно упрощает съемку. Дело в том, что каждый следующий снимок должен перекрывать предыдущий не менее чем на 30%. Специальный режим отображает часть предыдущего снимка, что позволяет правильно выбирать кадрирование. Настройки выдержки, диафрагмы и баланса белого должны быть одинаковы для всех снимков. Если говорить проще, экспозиция всех фотографий должна оставаться неизменной.

3. Как снимать панорамы?

Делая кадры один за другим, каждый последующий должен перекрывать около 30% предыдущего кадра. Это нужно для того, чтобы между снимками не было зазоров и для того, чтобы программа сборки панорамы определила общие точки и на обеих снимках и сопоставила их. Очень важно при съемке панорамы сохранить перспективу. Это значит, что делать все кадры нужно находясь на одном месте. Для этого отлично подойдет штатив. Желательно не снимать с рук. Такая съемка в некоторых случаях может привести к смазыванию кадра. Фокусное расстояние также должно быть неизменным для всех снимков.

4. Сборка панорамы

Вернувшись домой можно приступить к сборке панорамы. Существует множество специализированных программ, которые отлично справляются со сборкой. Можно воспользоваться Canon PhotoStitch, AutoStitch, Panoweaver или прибегнуть к помощи более мощных продуктов, таких как Photoshop или AutoPanoGiga. Последнее является специализированным ПО для сборки панорам.

5. Практика фотографии

Разобравшись с принципами фотографирования и обзаведясь программными и материальными инструментами, можно идти заниматься практикой.

Создание панорамной фотографии предполагает использование широкого угла обзора по горизонтали. Панорама создается не только с помощью съемки, но и путем кадрирования. Соотношение 2:1 и является панорамной фотографией.

Панорамная съемка — что это такое

Панорама — это изображение, которое отображает больше пространства либо по вертикали, либо по горизонтали.

Возможности панорамной съемки обширны. Она позволяет получить изображение, которое охватывает пространство с углом 360° по горизонтали и 160-180° по вертикали, а также рассматривает все стороны вокруг точки съемки.

Пример фото

За счет панорамной съемки чаще всего показывают красоту не только природной местности, но и внутреннюю часть здания, например, музеев, галерей. Используют круговую съемку для виртуальных экскурсий, изображения бизнес-планов и конференций.

К сведению! Снять панораму можно как с помощью профессиональных инструментов, что позволяет получить настолько четкое изображение, что можно приближать и отдалять картинку без потери качества для просмотра мелких деталей или получения общей картины, так и вручную.

Основные техники

Чтобы лучше разобраться в том, что такое панорама, нужно знать используемые техники для создания подобных снимков.

Новички-фотографы могут столкнуться с определенными техническими трудностями, из которых поможет выбраться применение основных техник панорамного изображения. На первый взгляд они непросты, но можно увидеть, что каждый из этих методов воплощается в жизнь без фотоаппарата.

Нодальная точка

Одной из причин, по которой нельзя соединить панораму в единую фотографию, является несоблюдение правил нодальной точки. Нодальная точка — это точка, находящаяся на объективе, вокруг которой и собирается общее изображение.

Обратите внимание! Каждый конкретный фотоаппарат вместе с объективом имеет определенную точку.

Правильное определение местонахождения позиции позволяет достичь минимального искажения изображения при повороте камеры вокруг этой точки. Определить ее расположение можно с помощью схемы для конкретного объектива.

Нодальная точка

Ориентация камеры

Фотопанорама предполагает установку камеры в портретной ориентации. На это влияют несколько факторов:

  • соотношение сторон большинства зеркальных фотоаппаратов 2:3. Таким образом фотографии можно распечатать на листе размером 4 к 6 дюйма;
  • панорамный снимок предполагает собой склейку нескольких фотографий 2 к 3 + 2 к 3 и т. д. То есть независимо от количества добавленных изображений, по вертикали получается 2 дюйма, а по горизонтали — 3. При склеивании ширина кадра будет увеличиваться, а высота оставаться постоянной. Таким образом это будет выглядеть как 2 к 9, поэтому на полученном изображении можно увидеть конкретные детали без потери объема лишь на большом формате.

Обратите внимание! Фотографии можно снимать и в более объемных форматах: 8:24, 9:27, но печать подобного фотоснимка обойдется дороже, поэтому более правильным и экономными способом съемки панорамы является портретная ориентация.

Соотношение сторон

Пропорция является определяющей стороной панорамных снимков. Само определение панорамы говорит о том, что соотношение должно быть равно 2:3. Это очень важный фактор, так как при фотографировании получается пропорция 1:2 или 1:4, то при печати его соотношение будет 9:18, то есть 1:2. Подобное важно при фотографировании, так как автор снимка будет уверен в том, что при увеличении размера исходного изображения пропорции и четкость величины не потеряются.

Главная проблема в том, что панорамное фото может быть сильно растянуто в ширину, но очень низким.

При использовании соотношения 1:3 важно понимать, что качественное и четкое изображение при печати можно получить размером 16:48 дюймов. Подобный снимок обойдется порядка 13 тыс. руб.*, а на металле и других материалах ещё дороже.

Дополнительная информация! Для многих фотографий соотношение 1:2 может не подойти. В таких случаях, если изображений много по количеству, нужно обрезать некоторые из них, чтобы не выбиваться из общей картины, и создать новую композицию.

Обратите внимание! Самое главное при соблюдении соотношений сторон, стараться сохранять или стремиться к соотношению 1:2.

Фокусное расстояние

Существует несколько позиций фокусных расстояний. Их применение зависит от конкретной съемки. Различают четыре вида.

Использование 20 мм объектива приводит к наибольшему искривлению изображения.

Объектив 20 мм

30-миллиметровый объектив также сохраняет некоторые искажения изображения и может создавать впечатление наклона в одну сторону, но дисторсия при съемке с 30 мм незначительна, поэтому позволяет спокойно печатать фотографии и получать достойные изображения природы.

Объектив 30 мм

Использование 50 мм объектива позволяет создавать изображение без искажений. Такое фокусное расстояние делает панорамную фотографию плоской, соответствующей изначальной задумке.

Объектив 50 мм

70-миллиметровый объектив сжимает изображение. Подобный эффект получается при панорамной съемке с узким углом.

Объектив 70 мм

91 мм делает изображение полностью сжатым. Использование такого объектива уместно при фотографировании вертикальных объектов.

Объектив 91 мм

Можно фотографировать изображение с совершенно разных сторон. Самое главное, чтобы фотопанорама имела высокое разрешение, совмещалась с композицией.

Проблемы параллакса

Проблема параллакса заключается в том, что визуализировать предмет становится очень сложно, так как люди смотрят на него с разных сторон. Например, если зажмуривать поочередно глаза, то можно заметить некоторое смещение объектов относительно одной точки. Эффект параллакса позволяет видеть мир в трехмерном изображении.

Читайте также:  С годовщиной вас мои любимые

Это же можно отнести и к нормальной съемке. При фотографировании выбирается определенный элемент, который при перемещении камеры начинает искривляться. Это не доставляет проблем, если берется общий план, но, когда ключевой элемент находится близко к камере, эффект искажения замечается сильнее.

Как с этим бороться

Специальное оборудование позволяет не только улучшить качество снимка, но и снизить вероятность искажения. Подобные приспособления, которые предназначены для борьбы с параллаксом, стоят недешево. Самый оптимальный вариант, который позволяет решить проблему параллакса и найти начальную точку для объектива, стоит порядка 78 тыс. руб.

Важно! Можно найти совершенно разное оборудование, которое различается в основном по функциональности мелких деталей. Также можно ограничиться покупкой отдельных головок для панорамной съёмки.

Единственный минус покупки специальных головок заключается в том, что они лишь частично позволяют избавиться от проблемы с параллаксом, но основная работа всё ещё лежит на фотографе и композиции снимка.

Виды панорамной съёмки

Панорамная перспектива в искусстве фотографии делится на несколько видов. Самыми простыми и осуществляемыми даже новичками фотографиями являются следующие.

Horizontal panorama — самый простой вид панорамы, который состоит из двух элементов, стоящих на одной линии. Подобная панорама может быть собрана автоматически в прямой проекции. Единственный нюанс, который нужно учесть при создании горизонтальной панорамы — снимки должны находиться на одной вершине, так как возможность кадрировать изображение отсутствует.

Горизонтальная панорама

Вертикальная панорама представляет собой от 2 до 4 кадров, которые занимают горизонтальную позицию, но складываются вертикально. Для подобного рода фотографий фокус для отдельного снимка подбирается индивидуально, а сбор панорамы происходит вручную.

Важно! На съемку лесных деревьев, города накладывается табу, так как при склейке невозможно совместить изображения.

Однорядная панорама состоит из вертикальных кадров (от 3 до 7 снимков), которые последовательно фотографируются в один ряд. Рекомендуется использовать не более семи снимков, так как работа будет смотреться не гармонично.

Сложная горизонтальная панорама

Такая панорама может складываться в автоматическом режиме, но в некоторых случаях возможна и ручная склейка.

Помимо этого, есть и другие виды панорамных фотографии, которые представляют собой двухъярусные снимки со сложной техникой выполнения.

Сложная горизонтальная панорама состоит из нескольких рядов. Этот вид панорамы предполагает то, что меняется параметр для каждого яруса. Например, самый верхний — более затемненный, средний — с фокусировкой на дальний план, а нижний — на передний план.

Двухъярусная

Двухъярусная панорама — это изображение из вертикальных кадров, которое состоит из двух ярусов. Возможности этой панорамы включают в себя фокусировку на переднем, крупном и дальнем планах. Также существует возможность заснять деревья в полную высоту. Для каждого яруса в основном делается от 3 до 8 кадров.

Панорама

При создании фото (панорам) сложного вида нужно понимать, что для каждого изображения придется затирать части фотографии, которые не должны находиться в готовой картинке, поэтому они занимают гораздо больше времени, чем те фотографии, которые необходимы для одноярусных фотопанорам.

Техника съемки панорамы

Панорамная фотосъемка нужна в тех случаях, когда стандартный угол обзора объектива недостаточен, чтобы обхватить всё отображение композиции. Поэтому фотографы долгое время оттачивают мастерство съёмки.

Как правильно снимать панораму

Чтобы получить хорошее изображение, нужно придерживаться некоторых советов и рекомендаций опытных фотографов:

  • использование штатива гарантирует фотографу больший арсенал технических средств. Некоторые используют специализированные штативы, которые сами находят нодальную точку. Определенные панорамы требуют ручного создания, так как нужно взять разный ракурс, проработать концепцию снимка;
  • сделать панораму можно как с использованием отдельного кадрирования для каждого снимка, так и путем автоматического склеивания. Поэтому, чтобы получить качественное изображение, нужно проработать отдельную фотку по-разному, иначе она будет выпадать из общей картины. Рекомендуют использовать более широкое наложение, а также изначально выбрать некий ориентир для композиции;
  • чтобы не утратить композицию кадра, а также в одинаковой форме придерживаться технических особенностей отдельного снимка, рекомендуется заранее устанавливать вручную параметры, воспользоваться кнопками блокировки фокуса и экспозиции;
  • использование фильтров для создания панорамы позволяет выровнять изображение и создать более глубокие цвета в тех местах, где это необходимо.

Обратите внимание! Используя все рекомендации опытных специалистов, а также руководствуясь правилами создания разноплановых панорамных фотографий, можно создать по-настоящему качественные и красивые изображения.

Панорамная фотосъемка требует определенных способностей, умений. Но подобный вид фото доступен не только опытным фотографам, но и начинающим без дополнительного оборудования. Главное, запастись терпением.

*Цены указаны на июнь, 2019 г.

Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен для отображения всей требуемой сцены. Она открывает фотографу возможности для различных экспериментов, реализации творческих идей. Что же такое панорамная съемка? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с экспертами Вадимом Малышевым, Алексеем Байфа, Владом Соколовским и Иваном Мусиновым!

Автор: Даниил Коржонов

Вадим Малышев

1. Съемка с рук или штатив

В большинстве случаев съемка со штатива предоставляет фотографу больший арсенал технических средств. Например, если вы хотите включить в панораму объекты переднего плана, то для борьбы с эффектом оптического параллакса вам необходимо совершать поворот камеры относительно нодальной точки объектива, а не стандартного винта штатива. Для этого используются специальные штативные головы с возможностью поиска нодальной точки. Однако, если объекты имеют не строгую геометрически читаемую форму (как трава, например), либо объекты достаточно удалены, можно вполне вести панорамную съемку и с рук. Это чаще всего актуально во время переходов в течение пеших экспедиций, когда вы не можете задерживать группу или ограничены в весе носимого оборудования.

Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, снята с рук.Передний план не содержит объектов с видимым геометрическим искажением.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 400
Фокусное расстояние: 58 мм

2. Контроль кадрирования

При съемке для дальнейшей сборки панорамы необходимо обеспечить некоторое наложение соседних кадров, по которому пройдет “сшивка”. Для контроля нашего разбиения панорамы можно использовать насадки на штатив с подобранными фиксированными углами под конкретный объектив, либо включить визирные линии в видоискателе и ориентироваться по ним. Лучше сделать больше кадров с более широким наложением, чем пропустить хоть немного и утратить всю панораму, обычно я использую нахлест в 30—40% ширины кадра.

Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, съемка проводилась с рук. В качестве ориентиров для перекрывающихся частей кадра хорошо подходят стволы пихт.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/100
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм

Читайте также:  Подарки новобрачным на свадьбу

3. Блокировка фокуса и экспозиции

При съемке панорамы очень важно сохранить единообразие технической составляющей кадра. Одинаковая глубина резкости и экспозиция являются зачастую главными факторами хорошей панорамы. Конечно, можно выставить все параметры, включая точку фокусировки, в ручном режиме, однако во время путешествия проще воспользоваться кнопками блокировки фокуса и экспозиции на корпусе камеры. Так вы будете уверены, что плоскость резкости по всей панораме будет стабильной, а также освещение будет одинаковой интенсивности. Ориентир для замера освещенности в каждой ситуации разный, чаще всего это средняя по освещенности точка планируемой панорамы.

Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, съемка на закате с блокировкой фокуса и ручной установкой экспопары.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Фокусное расстояние: 70 мм

4. Фильтры

Любой пейзажный фотограф имеет в своем арсенале поляризационный фильтр. Однако в случае, если вы делаете панораму с достаточно широким углом, поворот относительно положения солнца будет давать неравномерную глубину неба, что может не лучшим образом отразиться на восприятии панорамы. Для выравнивания диапазона освещенности в данном случае небо можно притемнить градиентным фильтром вместо поляризационного.

Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, градиентный фильтр блокирует верхнюю часть кадра при съемке против солнца.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм

5. Выбор объектива

Метод панорамы чаще всего применяют к съемке природных ландшафтов, однако это не значит, что для создания панорам нужно применять только традиционные для жанра широкоугольные объективы. Оптимальная по простоте “склейка” происходит при использовании объективов с фокусным расстоянием около 50 мм, однако часто использование телеобъективов дает более выразительный результат”.

Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, использование телеобъектива с эффективным фокусным расстоянием более 300 мм позволило сфокусироваться на дальнем плане, выделив в нем панорамный участок.

Камера: Nikon D810

Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и 2х конвертер

Фокусное расстояние: 310 мм

Алексей Байфа

1. Съемка панорам вертикальными кадрами

При съемке однорядных горизонтальных панорам лучше повернуть фотоаппарат на бок и делать снимки в вертикальной ориентации. Если снимать в обычном горизонтальном положении, то при сложении трёх и более кадров панорамный снимок получается узкой полоской. Такие панорамы хорошо могут смотреться при печати на длинном холсте, но при публикации в интернете или журналах они будут выглядеть узкой полосой изображения.

Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/4000
ISO: 250
Фокусное расстояние: 16 мм

2. Вертикальные панорамы

Что делать, если под ногами раскинулось цветочное поле или красивый камень, а над головой зависли интересные облака? При наличии сверхширокоугольного объектива, конечно, можно снять вертикальный снимок, но, опять же, изображение получается узким, да и угла обзора не всегда может хватить. Как раз тут и приходят на помощь вертикальные панорамы, когда можно максимально близко расположиться к переднему плану, выделив его геометрически, при этом оставив в кадре небо.

Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/4000
ISO: 320
Фокусное расстояние: 16 мм

3. Ручной режим при съемке панорам

Освещение при повороте камеры может меняться на несколько стопов экспозиции. А если автоэкспонометр будет постоянно корректировать выдержку/диафрагму/ISO, то снимки выйдут с разной яркостью, что выльется в ужасные артефакты при склеивании. Из-за этого же стоит не забывать про автобаланс белого. Однако, если снимать в RAW (а только в нем и советую снимать), то баланс белого всегда можно поправить после.

Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 150 мм

4. HDR-панорамы

Разница освещения в панораме может быть несколько стопов, и чем больше захватываемый угол, тем больше вариаций освещения может попасть в панораму: от восходящего над горизонтом солнца до неосвещенной расщелины в скале.
Работать с такими панорамами стало гораздо проще, когда Adobe добавили в CameraRAW и Lightroom возможность сохранять HDR и панорамные кадры в формате .dng и работать с результатами как с RAW. При съемке для каждого поворота камеры снимаются кадры с брекетингом экспозиции, потом для каждого ракурса сначала собираются HDR-кадры в .dng, и уже после все HDR.dng собираются в итоговую панораму, с которой начинается работа как с обычным RAW-файлом.

Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/800
ISO: 500
Фокусное расстояние: 16 мм

5. Метод Бренайзера

Этот метод отличается от традиционных панорам тем, что здесь используются светосильные не широкоугольные объективы (от 50 mm) с максимально открытой диафрагмой и фокусировкой на близком объекте. Из-за того, что мы расширяем угол обзора с помощью панорамирования, мы можем ближе подойти к интересующему нас объекту съемки, при этом размытие фона станет больше, и пейзажные фотографии приобретут новый объем и глубину. Подробную методику съемки можно найти в интернете, главное — не забывайте переводить фокус в ручной режим!

Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/500
ISO: 200
Фокусное расстояние: 50 мм

6. Снимайте панорамы в рассветное/закатное/ночное время

Вся игра красок, объемов и непривычного освещения происходит именно с заката до рассвета. Выбирайте для съемок наиболее интересное время, оставайтесь допоздна насколько возможно, вставайте как можно раньше и успевайте снимать волшебные мгновения природы!”

Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/50
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм

1. Оборудование

Панорамы, разумеется, лучше снимать со штатива, тяжелого и устойчивого. Еще лучше использовать при этом специальную панорамную головку, позволяющую установить камеру так, чтобы избежать эффекта параллакса при её вращении. Для фотографа, снимающего композитные городские пейзажи, полезным аксессуаром будет поворотная платформа с клик-стопами, помогающая запоминать различные положения камеры и снимать одну и ту же панораму по многу раз.

Если света в кадре достаточно, и перед вами не стоит каких-то специфических задач, вроде склейки тех же “композиток”, можно снимать превосходные панорамные кадры и просто с рук. Чтобы обеспечить максимально удачную склейку такой панорамы, можно прибегнуть к одному маленькому ухищрению: при съемке постарайтесь вращать камеру вокруг оптического центра объектива. Для этого можно упереть камеру в палец точкой, примерно соответствующей оптическому центру, и вращать её так, словно она установлена на палец, как на штатив. Это даст примерно тот же эффект, что даёт использование панорамной головки, то есть минимизирует необходимость дорабатывать те участки панорамы, где кадры склеились не совсем удачно.

Читайте также:  Перекрасить волосы из темного в светлый фото

Пять вертикальных кадров
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/80 — 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 мм

2. Небо в одном кадре

Облака в сочетании с солнечным светом способны создавать в небе уникальные картины, потрясающие своей красотой и масштабностью. Такое состояние природы как нельзя лучше подходит для панорамной съемки. На кадрах, что получаются в результате, небо впечатляет сильнее, чем в жизни. Сказывается сверхширокий угол обзора, который способна обеспечить панорамная техника: вся красота неба может вместиться в один панорамный кадр.

Три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D300
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1.6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14 мм

3. Раздвигаем границы

Панорама не обязательно подразумевает сверхширокий угол. Представьте ситуацию: у вас в руках 500-миллиметровый фикс, а перед глазами — пейзаж, который хочется снять на 300 мм. Решение простое — ставим камеру на штатив, делаем несколько кадров и склеиваем из них панораму. Снимок, представленный ниже, сделан как раз по такой методике, только фокусное расстояние скромнее. В то утро я забыл “ширик” дома, но “полтинник” в сочетании с панорамной техникой выручили.

Три ряда по три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм

4. Режим M

Я не раз сталкивался с ситуацией, когда снять сюжет нужно очень быстро, и времени на установку всех настроек просто не остается. К примеру, в переменную облачность, когда облака плывут по небу быстро, солнце подсвечивает то одни, то другие объекты на земле, и нужно успеть ухватить момент, когда лучи освещают что-то сюжетом важное. В таких случаях я не трогаю настройки, и снимаю всё как есть. Поделюсь своими универсальным настройками камеры, подходящим для быстрой съемки как панорам, так и простых кадров: режим приоритета диафрагмы, брекетинг в три кадра с разницей экспозиции в 1 стоп, экспозамер на -0.7—1.0, ISO и диафрагмы — по ситуации. Все кадры будущей панорамы снимаются с брекетингом, а потом выбираются оптимальные по экспозиции. В редакторе они подгоняются друг к другу по яркости и балансу белого, а после склеиваются.

Шесть вертикальных кадров
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм

5. Совмещение техник

При съемке городских пейзажей панорамная техника нередко используется в сочетании с другими интересными приемами. Съемка композитных изображений — пожалуй, самый распространенный из них. Заключается он в том, что один и тот же ракурс городского пейзажа снимается в разное время дня (сначала, например, вариант с красивым закатным небом, а потом со включенной городской подсветкой и следами от фар), а затем все снимки склеиваются в один кадр, что позволяет взять лучшее от каждого из состояний города. Съемка и обработка таких изображений требуют времени и усилий, однако результат того стоит.

В городских панорамах также применяется фокус-стекинг и различные варианты коллажирования. Те, кто выступает за чистоту и естественность фотографии, порицают использование таких ухищрений. Но, на мой взгляд, в жанре городских пейзажей документальной точностью снимка можно пренебречь в угоду красоте и атмосферности”.

Композитное изображение
Четыре вертикальных кадра панорамы и дубли для городской подсветки
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/5.6 — 7.1
Выдержка: 1/20 — 4
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм

Влад Соколовский

1. Фототехника

Панораму можно снимать любой камерой с “уровнем” и любой оптикой, начиная от широкоугольной, заканчивая телеобъективами. Кроме того, для съемки необходимо иметь надежный штатив, панорамную голову, панорамную (нодальную) планку и выравнивающую площадку. Выравнивающая площадка — звено между штативом и штативной головой, облегчающая работу фотографа.

В определенных случаях можно обойтись без панорамной головы и без штатива. Например, при съемке пейзажей в светлое время, когда достаточно короткие выдержки. Но при серьезной съемке, а также съемке интерьеров или архитектуры, они необходимы. Достаточно одного бракованного кадра, чтобы не сложилась вся панорама.

Три горизонтальных кадра

Камера: Nikon D610

Фокусное расстояние: 190 мм

2. Съемка интерьеров

Панорамы востребованы в пейзажной съемке и в меньшей степени — при съемке интерьеров и архитектуры. Одна из причин — видимые искажения геометрически ровных конструкций, вследствие чего может получиться недостоверное отображение помещения (хотя частично изображение можно поправить с помощью Puppet Warp).

Зачастую, смотря на панорамный интерьер, сложно понять, где начало, а где конец помещения. И в то же время при определенных обстоятельствах, если нет иного выхода, можно получить эффектный ракурс, если сильно не злоупотреблять углом обзора.

Десять вертикальных кадров без брекетинга, сделанных на штативе, с использованием панорамного комплекта. Сферическая проекция

Камера: Nikon D610

Фокусное расстояние: 15 мм

3. Площадь перекрытия

Техника съемки панорам подразумевает под собой склеенные два и более кадров, снятые последовательно с небольшим перекрытием по отношению к предыдущему. Каких-либо рекомендаций по площади перекрытия давать сложно, многие руководствуются условными 30%. На самом деле перекрытие может быть как больше, так и меньше. Если оно меньше, увеличивается шанс больших искажений и плохой склейки. Если же площадь перекрытия более 30% — возрастает количество кадров и, соответственно, увеличивается время на различные манипуляции с исходными кадрами и время на сборку. В отдельных случаях большое количество кадров также может негативно отразиться на итоговом результате.

Пять вертикальных кадров

Камера: Nikon D610

Фокусное расстояние: 150 мм

5. Верторама

Горизонтальную панораму принято снимать вертикальными кадрами, вертикальную панораму (вертораму) — наоборот, горизонтальными. Почему именно так? Во-первых, мы имеем запас по верху и низу (в случае сшивки горизонтальной панорамы), а во-вторых, портретная ориентация камеры позволяет в большей степени избежать нестыковок при сшивке из-за геометрических искажений (особенно при съемке на широкоугольную оптику).

Многие, наверное, замечали, что Adobe Photoshop или иной редактор при сшивке двух и более кадров, снятых с рук или с помощью планки для однорядных панорам в вертикальную панораму, выдают результат чем-то похожий на песочные часы. Получается картинка специфической формы: нижняя часть кадра более-менее выглядит нормально, а верхняя расползается в стороны, а центр кадра сужен. Решение проблемы весьма простое: перевернуть горизонтальные кадры вертикально. И сшить.

Три горизонтальных кадра

Камера: Nikon D610

Фокусное расстояние: 180 мм

6. Фокусное расстояние

Каких-либо ограничений по фокусным расстояниям для съемки панорам нет. Многие свои пейзажи я снимаю, в первую очередь, на длиннофокусную оптику. На большом фокусном расстоянии оптические искажения малы, следовательно, перекрытие кадра может быть меньше. Да и нодальная планка, в данном случае, уже не требуется, панорамы клеятся без проблем”.

Ссылка на основную публикацию
Что такое timelapse режим
Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на...
Что подарить на свадьбу красного дерева
включайся в дискуссию Поделись с друзьями Для супружеской пары каждый год, проведённый вместе, имеет свой неповторимый смысл. С возрастом пара...
Что подарить на свадьбу молодоженам оригинальное недорого
Свадьба – праздник двух сердец, самый яркий, запоминающийся, прекрасный день рождения семьи. Родственники, друзья, все гости стремятся подарить молодоженам подарки,...
Что такое амфитеатр в концертном зале
Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха...
Adblock detector