Эскиз русского народного полотенца рисунки

Эскиз русского народного полотенца рисунки

Полотенце на Руси и до сих пор используют как часть обрядов при проведении свадеб и других народных праздников, например, Масленица и блины на полотенце. Красный цвет символ жизненных сил человека, поэтому вышивку на полотенце делали в основном красными нитками.

Рисунок вышивки на полотенце в русском народном стиле

Можно нарисовать несколько рядов вышивки как на рисунке ниже и нарисовать висящее полотенце. На белом альбомном листе нарисовать простым карандашом контур полотенца и украсить вышивкой, а Весь альбомный лист раскрасить голубым цветом. То есть белое с вышивкой полотенце на голубом фоне.

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

  • солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;

  • земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;

  • воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;

  • огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);

  • мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;

  • знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

  • птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;

  • цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
  • знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);

  • семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

Отличия русского, украинского, белорусского рушников

Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.

Однако базовые отличия существуют:

  • в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
  • украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
  • в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.

На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:

Белоруссия Россия Россия Украина

Еще примеры орнаментов на рушниках:







Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.

Инна Чиркина
Конспект занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством «Роспись полотенца»

Конспект

занятия по ознакомлению

с народно-прикладным искусством.

Тема: Роспись полотенца.

Закрепить знание детей о таком виде искусства, как вышивка.

Вызвать желание рисовать узор,состоящий из геометрических фигур:

Располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента, красиво сочетать цвета.

Внести в активный словарь детей следующие слова: холст, вышивка, орнамент.

Продолжать знакомится с традициями русского народа.

Знакомство детей с вышивкой как видом народного искусства, рассматривание в музее вышитых изделий, чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Составление узора из геометрических фигур на прямоугольной форме.

Материал: мольберты, прямоугольные листы бумаги.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы будем рассматривать в музее предметы.Вот про них загадка:

Два вышитых конца:

Помылься хоть немножко,

Чернила смой с лица! —

Иначе ты в полдня

(Полотенце)

— Да, это полотенце.

— А какие бывают полотенца? (льняные, вафельные, махровые, красные, широкие, разноцветные, узкие и т. д).

— Скажите, а что эти полотенца делает особенно красивыми, нарядными?

— Дети, знаете ли вы, что вышивка- один из самых любимых видов народного искусства? С древних времен на Руси любили вышитые вещи. Мастерицы брали отбеленные холсты (показываю) и вышивали на нем. Вышивкой украшали скатерти, рубахи мужские и женские, сарафана головные уборы, полотенца.

— У нас в музее есть полотенца с растительным и геометрическим орнаментом. Растительные орнамент- это те же цвета, травы, которые мастерица видела вокруг себя и переносила их красоту на предметы, которые хотела украсить вышивкой.

— Из чего состоит геометрический орнамент?

— Верно, кружочки, квадраты, полоски, волнистые линии и т. д.

Геометрический орнамент чаще встречается при вышивки полотенец, по- другому геометрические фигуры называли символами. С древних времен крест являлся одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации – огонь. С того момента как человек научился добывать огонь, крест почитался всеми народами мира на протяжении всей истории человечества.

Небесный огонь – это солнце. Его сущность в неразрывной цели возрождения восходов и угасания закатов. Оно дает живительный свет и тепло всему сущему на земле. Оно так могуче и ослепительно, что на него не возможно долго смотреть. Но если все, же взглянуть сквозь прищуренные веки, то как- будто видится размытый вращательным движением крест. Так объясняют возникновение одного из солнечных символов древних славян – креста в круге.

Наши бабушки и дедушки не смогли бы объяснить происхождение символов, которые они по традиции использовали в своих обрядах, но они искренни, верили в их магическую (волшебную) силу.

Потому делая свои бесхитростные поделки для нас сегодня малопонятные, они строго следили за подбором цветов применяемого материала.

Белый цвет в поделках всегда символизировал – святыню.

Багряный – цвет величия, красоты, цвет прекрасного, лучшего.

Оранжевый – благодать божью и его присутствие

Голубой – чистоту и невинность

Жёлтый цвет – цвет тепла и любви

Сиреневый цвет – обозначает печаль

Бирюзовый цвет молодости

Черный цвет пустоты и отсутствие счастья

Черный цвет, соединенный с синим, символизировал тайну, а черный с зеленым старость.

Удивительно, что такая богатая палитра цветов применялась в крестьянском быту. Но все эти краски щедро дарила людям природа.

Например: Из цветов василька при покраске пряжи, материала получают краситель светло-коричневого цвета;

Из молодых листьев дикой яблони получают краситель кранный, еще красный краситель получают из сушеных цветов зверобоя.

Чтобы получить сиреневато розовый прокрас материала используют душицу обыкновенную.

А вот из жгучей крапивы можно получить краситель от зеленовато – желтого, до серовато – желтого цвета.

А из цветков ноготков – можно получить краситель желтого цвета.

Все эти знания люди применяли при покраске ткани или пряжи, ниток для вышивания.

Вышитые, чаще самодельные ткани, использовались для домашнего обихода и убранства крестьянского жилища.

К ним относятся полотенца (убрус, ширинка, рукотер, рукотерник, утиральник, плат, наспишник, постинник, имевшие самое разнообразное применение в быту.

В некоторых русских областях, деревнях, сельские жительницы до сих пор различают утирку или рушник – чисто утирального назначения, для вытирания рук, лица, для повседневного (зався) пользования, которые мало или совсем не украшались.

И полотенца (платы, платовья, предназначенные для убранства избы в праздник, по случаю каких-либо событий.

Праздничные, в особенности свадебные полотенца, шили из лучшего кружельного холста. Длина полотенец была от 2 до 4 метров, а ширина их это обычная ширина русского крестьянского холста 36-38 см и реже делали узкие полотенца 19-35 см.

В отдельных местах изготавливали полотенца из цветной ткани с перетяжкой, пропуская в утке красные нити, или же из клетчатки, клетцитины – белой в красную клетку домотканной материи.

Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце, длиной в стену. Во время рукобития его дарили жениху, вешая на шею. Это обозначало, что невеста просватана. Им украшали боженицу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки.

В некоторых селениях рукобитное полотенце уступало по украшениям полотенцу жениха, и его дарили свату после того, как «ударят» по рукам, договорятся о свадьбе.

Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные и в последствии они нередко служили утирками.

Не меньше 12 полотенец к свадьбе изготавливала невеста, а в состоятельных семьях до 30.

Полотенце в свадебном ритуале имело большое значение и его функции разнообразны. Полотенцем (платком, кушаком, поясом) туго связывали жениха и невесту. Это служило символом их дальнейшей согласной жизни.

Полотенце, рушник – служило невесте поясом (который она хранила всю жизнь) как бы храня семейный очаг.

Рушниками, вышитыми червонной заполочью (красной бумагой) «крест-накрест» накрывали свадебный каравай, более красиво вышитое полотенце невеста дарила жениху или украшала боженицу.

Полотенце служило подножником, которое расстилали в церкви под ногами брачующих. Стояние на одном подножнике имело определенное значение – соединение молодых.

Полотенце играло большую роль при родильных обрядах.

Роженица дарила куму и куме по полотенцу.

Родильница дарила повивальной бабке рушник.

При погребальных и поминальных обрядах полотенце (платок, кусок ткани) специально вывешивали у окна в знак, что в доме есть покойник.

Также на полотенце (рушник) ставили стакан с водой – для того, чтобы душа умершего умывалась и утиралась в течение 40 дней.

Рушником завязывали ворота после выноса тела, чтобы смерть не вернулась обратно.

Полотенца и холст применяли для переноса домовины на кладбище и опусканияее в могилу, повязывали на надмогильный крест.

Холст, полотенца использовали в поминальные дни.

Полотенце использовали при аграрных обрядах.

После окончания молотьбы хозяйка расстилала большой вышитый рушник и оставляла на ночь – угощение овину.

Обыденные полотенца и ткани, то есть изготовленные в один день или в одну ночь общими силами женщин селенья в случаях эпидемий – этим полотенцам придавалась очистительная сила.

Как мы уже сказали, что полотенце делает особенно красивым – орнамент-вышивка.

Часто в вышивке полотенец мы видим не только растительный и геометрический орнамент, но встречается мотив женской фигуры в колоколообразном одеянии, которые держат в поднятых руках птиц. Женская фигура вышивалась в середине вышивки и она обозначала покровительство над другими фигурами. Она их как бы оберегала, приносит благо, дарует птицу – символ тепла и света. Еще в центральном женском персонаже орнамента изображалось божество, в котором воплощалось представление о земле, рождающей и о женщине, продолжающей род.

Или по другому ее сравнивали с мать сырой землей, великой матерью природой, берегиня, роженица и т. д.

Геометрические знаки несли большую смысловую нагрузку.

Основной знак – ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами). Иногда его заменяет квадрат, поставленный на угол.

Древнее значение ромбических фигур – символ плодородия.

Квадрат с точкой по середине обозначал землю, засеянное поле.

Круг – это солнце, волнистая линия означает море.

Посмотрим, как красиво располагается узор на холсте. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии орнамента. Видите, как старательно работали мастерицы, какой аккуратный получился узор из геометрических фигур для полотенца. Мастерицы вышивали, а мы нарисуем.

(работа детей. Звучит народная музыка). Какие яркие, нарядные полотенца получились у вас.

После работы на Руси народ водил хороводы, играл.

Вы запомнили, на чем вышивали настоящие мастерицы? (на холстах)

Давайте поиграем в игру «Холсты».

Все играющие дети встают по двое друг напротив друга и под ноги кладут чурки. Берутся обеими руками за концы (жгута, веревки, палки) с возгласами «тяни холст – будет толст», тянут друг друга к себе, стараясь стащить с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется земли. (игра повторяется 2-3 раза).

В теперь вспомним хоровод, об нитке, об иголке, о рукодельницах. Хоровод называется «Узелок».

Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота» в виде большого игольного ушка. Остальные становятся в ряд, берутся за руки, двигаясь вдоль «улицы», поют.

Весь мир нарядила

Сама нагая ходила.

Она тонка да длинна

Всему миру красна.

Дети проходят «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний участник «затягивает узелок», поясами обматывая ребят, изображавших «ворота», ведет их за собой,приговаривая:

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит

К занятию необходимо:

Полотенца народные вышитые старинным орнаментом.

Столы, фломастеры, альбомного листа для рисования геометрического орнамента на полотенце.

Для игры кубики и спортивные палочки (от физкультурных занятий)

Для хоровода – два шарфа.

Образцы травы: ноготки, крапива, листья яблони.

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством Русское народное декоративно-прикладное искусство – одно из главных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В игрушке.

Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе Воспитатель: Лисина Елена Викторовна пос. Бабушкино 05. 12. 2017 Конспект НОД на тему: «Золотая хохлома» Образовательная область: «Художественно.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством. Конспект интегрированного занятия «Дымка» Цель занятия: Продолжать знакомить детей с народно — прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Воспитывать уважительное.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством скульптуры «Пушкин и Натали» Программное содержание. Учить детей рассматривать скульптуру, видеть и понимать средства выразительности (поза, настроение, одежда, замечать.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Занятия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Путешествие в промысел» в подготовительной группе Программное содержание Формировать первоначальное представление о жостовском промысле, умение видеть, замечать красоту и неповторимость.

Читайте также:  Спа девичник в нижнем новгороде
Ссылка на основную публикацию
Электрический или газовый духовой шкаф
Современный духовой шкаф – это лучший помощник на любой кухне, благодаря которому можно готовить вкусные и разнообразные блюда. Каждая хозяйка...
Шляпки из фатина своими руками
Шляпка -вуалетка (видео, мастер-класс) Здравствуйте дорогие мастерицы. Вэтом видео уроке я научу вас делать вуалетку из фатина своими руками. Такая...
Шляпы украшенные цветами своими руками
Летом, находясь в отпуске на море, все любят проводить как можно больше времени на солнце. Если одним из ваших излюбленных...
Электронная подача заявления в загс
Регистрация брака через Госуслуги - это простой способ подачи заявления в ЗАГС в электронном виде, через интернет. Выполните несколько простых...
Adblock detector